Решение компании Rohde & Schwarz
Осциллографы R&S®RTO и R&S®RTP способны анализировать радиоимпульсы с частотами до 6 ГГц/8 ГГц. Наиболее важной функцией для анализа импульсов является цифровой запуск (синхронизация). По сравнению с аналоговым запуском, цифровой запуск имеет гораздо лучшую чувствительность и не ограничен полосой пропускания для расширенных типов запуска. Для анализа радиоимпульса необходимо, чтобы запуск выполнялся всегда в одной и той же точке относительно импульса. В качестве примера рассмотрим последовательность импульсов с длительностью импульса 25 мкс и периодом PRI 50 мкс (см. приведенный ниже снимок экрана). В увеличенном масштабе показан третий импульс в позиции запуска (t = 0 с).
Для этой выборки данных используется запуск по длительности импульса. Настройка запуска (Запуск по радиолокационным ВЧ-импульсам с помощью осциллографа — Рекомендации по применению, PD 3609.2000.92 Rohde & Schwarz GmbH & Co. KG) и анализ огибающей (Анализ радиолокационных ВЧ-импульсов с помощью осциллографа — Рекомендации по применению, PD 5215.4781.92, Rohde & Schwarz GmbH & Co. KG) описаны в отдельных документах. По горизонтали установлен масштаб 14 мкс/дел, так что для анализа модуляционной последовательности захватываются три импульса.
Теперь импульс демодулируется. Последовательность импульсов в примере модулирована по частоте, она демодулируется с помощью одной из автоматизированных функций измерения частоты осциллографа. При использовании этого измерения совместно с функцией отслеживания результаты измерения частоты отображаются в виде временной зависимости. Такой подход хорошо работает для широкополосных радиолокационных сигналов, встречающихся, например, в автомобильных РЛС. Для узкополосных сигналов, например, РЛС-сигналов службы управления воздушным движением (УВД), в которых несущая частота значительно больше занимаемой полосы частот (fC >> fB), функция отслеживания довольно сильно зашумлена. Этот шум ограничивает точность измерения скорости изменения частоты и требует дополнительного снижения.
Понизить уровень шума данного сигнала непросто. Простой полосовой фильтр не может быть использован из-за изменения несущей частоты. Полоса пропускания фильтра должна быть достаточно большой. В обычной когерентной радиолокационной системе тракты приема RX и передачи TX используют общий стабилизированный гетеродин. Для осциллографа понижающее преобразование частоты с помощью гетеродина TX невозможно, поскольку этот сигнал недоступен. Другой подход состоит в использовании системы автоматической фазовой подстройки частоты (ФАПЧ) 1) для демодуляции сигнала.
1)Richards, Mark (2013): Fundamentals of Radar Signal Processing (Основы обработки радиолокационных сигналов). 2. Edition: McGraw-Hill Companies
В осциллографах R&S®RTO и R&S®RTP реализовано программное восстановление тактовой частоты (CDR), которое эквивалентно ФАПЧ. При использовании автоматизированной функции измерения скорость передачи данных по существу измеряет мгновенную частоту импульса. Когда функция отслеживания скорости передачи данных включена, отображается зависимость мгновенной частоты от времени (см. Track 2 справа на первом снимке экрана). Из-за использования функции скорости передачи данных для единиц измерения отображаемого трека по вертикали используются гигабиты в секунду (Гбит/с), что эквивалентно частоте в ГГц, так как битовый период и период синуса одинаковы.
На диаграмме 1 (верхняя часть первого снимка экрана) показана модуляционная последовательность ЛЧМ-сигналов с изменением частоты «вниз-вверх-вниз» в последовательности из трех импульсов. Для выполнения более подробного анализа (для измерения частоты ЛЧМ-сигнала) можно использовать на треке курсор в окне масштабирования. С его помощью измеряется изменение частоты импульса во времени. Для данного примера окно результатов курсора 1 (нижний правый угол экрана на предыдущей странице) показывает изменение на 10 МГц за 25 мкс для ЛЧМ-сигнала с уменьшением частоты.